ИНФОРМАЦИЯ
о деятельности муниципальных образований Республики Татарстан в сфере земельных и имущественных отношений по итогам 2019 года
Обеспечение доходности бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан от реализации и использования муниципального имущества и земельных ресурсов
Приоритетным направлением деятельности органов местного самоуправления Республики Татарстан в сфере земельных и имущественных отношений остается обеспечение доходности от использования и реализации имущества и земельных ресурсов в Республике Татарстан.
В 2019 году в бюджеты муниципальных образований Республики Татарстан от реализации и использования муниципального имущества и земельных участков поступило 4 724,02 млн рублей, что составляет 111,61% бюджетного задания.
Бюджетное задание выполнено всеми муниципальными образованиями.
СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
о поступлении доходов в местные бюджеты Республики Татарстан
от реализации и использования имущества и земельных ресурсов
в 2019 году
тыс.рублей
№п/п |
Наименование муниципального образования РТ |
2019 год |
Справочно: |
|||
План |
Факт на 01.01.2020 |
Выполнение плана,% |
Факт на 01.01.2019 |
Темп роста (снижения) к 2018 году, % |
||
1 |
Казань |
2 147 230,50 |
2 270 098,09 |
105,72 |
2 645 891,70 |
85,8 |
2 |
Наб. Челны |
807 000,00 |
830 617,34 |
102,93 |
905 993,51 |
91,68 |
3 |
Агрызский |
10 835,82 |
12 328,47 |
113,78 |
11 523,81 |
106,98 |
4 |
Азнакаевский |
30 351,00 |
30 753,14 |
101,32 |
29 102,88 |
105,67 |
5 |
Аксубаевский |
10 071,00 |
13 350,97 |
132,57 |
11 374,20 |
117,38 |
6 |
Актанышский |
14 639,00 |
22 254,95 |
152,03 |
12 769,54 |
174,28 |
7 |
Алексеевский |
11 995,17 |
13 752,11 |
114,65 |
11 208,29 |
122,7 |
8 |
Алькеевский |
3 904,20 |
5 162,53 |
132,23 |
3 726,77 |
138,53 |
9 |
Альметьевский |
139 405,90 |
149 561,82 |
107,29 |
126 009,77 |
118,69 |
10 |
Апастовский |
4 577,80 |
7 862,14 |
171,74 |
6 500,72 |
120,94 |
11 |
Арский |
15 603,00 |
18 477,30 |
118,42 |
21 140,52 |
87,4 |
12 |
Атнинский |
1 875,00 |
1 963,53 |
104,72 |
5 660,47 |
34,69 |
13 |
Бавлинский |
9 830,00 |
13 631,20 |
138,67 |
17 891,45 |
76,19 |
14 |
Балтасинский |
6 706,50 |
9 871,40 |
147,19 |
6 685,34 |
147,66 |
15 |
Бугульминский |
37 089,00 |
42 369,25 |
114,24 |
44 292,04 |
95,66 |
16 |
Буинский |
12 151,00 |
29 102,58 |
239,51 |
19 801,21 |
146,97 |
17 |
Верхнеуслонский |
22 726,52 |
43 599,12 |
191,84 |
16 149,31 |
269,98 |
18 |
Высокогорский |
37 127,00 |
41 910,39 |
112,88 |
46 500,44 |
90,13 |
19 |
Дрожжановский |
2 922,70 |
2 922,69 |
100 |
2 464,81 |
118,58 |
20 |
Елабужский |
42 000,00 |
60 080,60 |
143,05 |
50 830,31 |
118,2 |
21 |
Заинский |
49 964,50 |
64 046,42 |
128,18 |
64 740,58 |
98,93 |
22 |
Зеленодольский |
133 844,28 |
145 147,05 |
108,44 |
104 761,80 |
138,55 |
23 |
Кайбицкий |
1 668,00 |
2 494,20 |
149,53 |
3 012,66 |
82,79 |
24 |
К.-Устьинский |
6 901,00 |
8 411,41 |
121,89 |
6 656,84 |
126,36 |
25 |
Кукморский |
11 760,18 |
11 877,41 |
101 |
14 705,10 |
80,77 |
26 |
Лаишевский |
111 080,20 |
185 909,98 |
167,37 |
143 004,38 |
130 |
27 |
Лениногорский |
26 143,00 |
48 112,07 |
184,03 |
48 202,26 |
99,81 |
28 |
Мамадышский |
11 816,50 |
20 121,71 |
170,28 |
20 440,91 |
98,44 |
29 |
Менделеевский |
37 615,60 |
43 214,97 |
114,89 |
33 172,93 |
130,27 |
30 |
Мензелинский |
8 104,00 |
10 939,21 |
134,99 |
8 232,20 |
132,88 |
31 |
Муслюмовский |
5 231,00 |
8 734,80 |
166,98 |
6 375,06 |
137,02 |
32 |
Нижнекамский |
244 658,67 |
269 370,78 |
110,1 |
348 036,34 |
77,4 |
33 |
Новошешминский |
9 490,20 |
11 653,53 |
122,8 |
14 352,53 |
81,19 |
34 |
Нурлатский |
21 919,01 |
22 964,59 |
104,77 |
23 098,58 |
99,42 |
35 |
Пестречинский |
27 678,00 |
50 485,30 |
182,4 |
32 053,43 |
157,5 |
36 |
Р.-Слободский |
5 070,05 |
6 282,15 |
123,91 |
11 192,78 |
56,13 |
37 |
Сабинский |
9 390,62 |
15 478,59 |
164,83 |
10 007,97 |
154,66 |
38 |
Сармановский |
9 100,00 |
10 056,52 |
110,51 |
9 042,48 |
111,21 |
39 |
Спасский |
9 955,34 |
16 649,47 |
167,24 |
10 959,47 |
151,92 |
40 |
Тетюшский |
7 962,70 |
22 771,88 |
285,98 |
6 471,51 |
351,88 |
41 |
Тукаевский |
42 410,42 |
44 669,71 |
105,33 |
39 822,30 |
112,17 |
42 |
Тюлячинский |
3 365,60 |
3 840,67 |
114,12 |
3 279,02 |
117,13 |
43 |
Черемшанский |
24 509,23 |
27 563,10 |
112,46 |
15 790,81 |
174,55 |
44 |
Чистопольский |
27 544,00 |
33 992,31 |
123,41 |
28 417,38 |
119,62 |
45 |
Ютазинский |
17 326,50 |
19 559,01 |
112,88 |
22 407,45 |
87,29 |
Итого |
4 232 549,72 |
4 724 016,45 |
111,61 |
5 023 753,87 |
94,03 |
|
|
Объем поступлений в 2019 году меньше объема поступлений в 2018 году |
|||||
|
Объем поступлений в 2019году больше объема поступлений в 2018 году |
Доходы местных бюджетов в отчетном периоде по сравнению с итогами 2019 года уменьшились на 6,3 % (в 2018 году общая сумма доходов местных бюджетов составила 5 023,8 млн.рублей).
ДИНАМИКА
доходов от реализации и использования муниципального имущества и земель за 2014 – 2019 годы
млн.рублей
В структуре доходов местных бюджетов в 2019 году наибольший удельный вес имеют доходы от аренды земельных участков – 2 438,85 млн рублей и их реализации – 1 043,97 млн рублей, от продажи имущества – 255,72 млн рублей, от аренды имущества – 266,40 млн рублей. Кроме того, в бюджеты муниципальных образований Республики Татарстан поступила часть чистой прибыли муниципальных унитарных предприятий в размере 41,26 млн рублей, дивиденды – 2,91 млн рублей, доходы от передачи имущества в доверительное управление – 1,23 млн рублей, от сервитута – 2,55 млн рублей, прочие доходы от использования имущества в размере 671,12 млн рублей.
СТРУКТУРА
доходов от управления муниципальным имуществом и землями
за 1 полугодие 2019 года
4 724,02 млн.рублей
Задолженность перед бюджетами муниципальных образований Республики Татарстан
Актуальным в 2019 году был вопрос снижения задолженности перед бюджетами муниципальных образований Республики Татарстан по арендной платеза имущество и земельные участки.
Сумма задолженности перед местными бюджетами Республики Татарстан по договорам аренды земель и муниципального имущества на 01.01.2020 составила 392,91 млн рублей, из них по договорам аренды земель – 345,73 млн рублей, по договорам аренды имущества – 47,19 млн рублей.
По сравнению с началом 2019 года задолженность перед местными бюджетами увеличилась в целом по республике на 14,24 млн рублей (378,67 млн рублей – на 01.01.2019).
ДИНАМИКА
задолженности перед бюджетами муниципальных образований Республики Татарстан по арендной плате за имущество и земельные участки
за 2014 – 2019 годы
млн.рублей
При этом задолженность по аренде земельных участков увеличилась на 14,25 млн рублей, рост задолженности произошел в 22 муниципальных образованиях республики: Агрызском, Аксубаевском, Алексеевском, Алькеевском, Апастовском, Атнинском, Балтасинском, Бугульминском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском, Мамадышском, Менделеевском, Мензелинском, Новошешминском, Нурлатском, Рыбно-Слободском, Сармановском, Тюлячинском, Черемшанском, Чистопольском, Ютазинском муниципальных районах и городе Набережные Челны.
Задолженность по аренде имущества в целом по республике по сравнению с началом года уменьшилась на 5,60 тыс.рублей, уменьшение задолженности наблюдается в 10 муниципальных образованиях Республики Татарстан: Агрызском, Арском, Буинском, Дрожжановском, Заинском, Камско-Устьинском, Нижнекамском, Новошешминском, Спасском муниципальных районах и городе Набережные Челны.
СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
о задолженности перед бюджетами муниципальных образований
Республики Татарстан по арендной плате за имущество и земельные участки по состоянию
на 01.01.2020
тыс.рублей
№ п/п |
Наименование муниципального образования РТ |
Арендная плата за имущество |
Арендная плата за земельные участки |
||||||
Сумма задолженности |
Отклонение от 01.01.2019 |
Сумма задолженности |
Отклонение от 01.01.2019 |
||||||
на 01.01.2019 |
на 01.01.2020 |
на 01.01.2019 |
на 01.01.2020 |
|
|||||
1 |
Казань |
39 213,30 |
41 069,90 |
1 856,60 |
168 875,80 |
162 181,60 |
-6 694,20 |
||
2 |
Наб. Челны |
3 755,40 |
1 448,50 |
-2 306,90 |
37 235,60 |
49 176,80 |
11 941,20 |
||
3 |
Агрызский |
669,9 |
654,8 |
-15,1 |
10 485,50 |
13 844,70 |
3 359,20 |
||
4 |
Азнакаевский |
239 |
333 |
94 |
1 580,00 |
1 511,00 |
-69 |
||
5 |
Аксубаевский |
0 |
0 |
0 |
114,8 |
259 |
144,2 |
||
6 |
Актанышский |
0 |
0 |
0 |
1 112,00 |
850,90 |
-261,1 |
||
7 |
Алексеевский |
0 |
0 |
0 |
143,1 |
221,4 |
78,3 |
||
8 |
Алькеевский |
0 |
0 |
0 |
110 |
124 |
14 |
||
9 |
Альметьевский |
0 |
0 |
0 |
2 664,20 |
2 498,90 |
-165,3 |
||
10 |
Апастовский |
11,9 |
11,9 |
0 |
468,6 |
541,1 |
72,5 |
||
11 |
Арский |
139,8 |
0 |
-139,8 |
0 |
354,7 |
354,7 |
||
12 |
Атнинский |
2,4 |
43,7 |
41,3 |
85,9 |
156,9 |
71 |
||
13 |
Бавлинский |
0 |
0 |
0 |
91,1 |
0 |
-91,1 |
||
14 |
Балтасинский |
0 |
0 |
0 |
567,5 |
830,4 |
262,9 |
||
15 |
Бугульминский |
0 |
273,3 |
273,3 |
250,3 |
1 927,50 |
1 677,20 |
||
16 |
Буинский |
189,4 |
10,3 |
-179,1 |
892 |
403,10 |
-488,9 |
||
17 |
Верхнеуслонский |
0 |
0 |
0 |
3 783,50 |
4 976,10 |
1 192,60 |
||
18 |
Высокогорский |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
19 |
Дрожжановский |
46,5 |
28,4 |
-18,1 |
110,5 |
34,1 |
-76,4 |
||
20 |
Елабужский |
0 |
0 |
0 |
1 967,80 |
1 967,80 |
0 |
||
21 |
Заинский |
9,4 |
8,7 |
-0,7 |
1 822,60 |
1 675,60 |
-147 |
||
22 |
Зеленодольский |
67 |
98 |
31 |
1 813,00 |
1 458,00 |
-355 |
||
23 |
Кайбицкий |
0 |
0 |
0 |
40,1 |
40,1 |
0 |
||
24 |
К.-Устьинский |
246,1 |
64,1 |
-182 |
4 177,80 |
4 572,80 |
395 |
||
25 |
Кукморский |
0 |
0 |
0 |
125 |
123,5 |
-1,5 |
||
26 |
Лаишевский |
0 |
0 |
0 |
1 022,00 |
1 018,00 |
-4 |
||
27 |
Лениногорский |
539,3 |
1 503,10 |
963,80 |
3 723,90 |
1 950,60 |
-1 773,30 |
||
28 |
Мамадышский |
0 |
0 |
0 |
406 |
584,5 |
178,5 |
||
29 |
Менделеевский |
276,9 |
277 |
0,1 |
11 037,70 |
13 262,80 |
2 225,10 |
||
30 |
Мензелинский |
0 |
0 |
0 |
1 666,10 |
1 827,00 |
160,9 |
||
31 |
Муслюмовский |
0 |
0 |
0 |
70,1 |
68,5 |
-1,6 |
||
32 |
Нижнекамский |
1 179,00 |
771,00 |
-408 |
18 910,00 |
16 898,00 |
-2 012,00 |
||
33 |
Новошешминский |
36,7 |
0 |
-36,7 |
35,1 |
106 |
70,9 |
||
34 |
Нурлатский |
0 |
0 |
0 |
49 |
139,4 |
90,4 |
||
35 |
Пестречинский |
0 |
0 |
0 |
1 715,20 |
91 |
-1 624,20 |
||
36 |
Р.-Слободский |
0 |
0 |
0 |
1 106,80 |
3 110,90 |
2 004,10 |
||
37 |
Сабинский |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
38 |
Сармановский |
0 |
0 |
0 |
2 136,00 |
2 819,00 |
683 |
||
39 |
Спасский |
420,6 |
358,1 |
-62,5 |
139,7 |
114,1 |
-25,6 |
||
40 |
Тетюшский |
0 |
0 |
0 |
2 235,20 |
1 744,90 |
-490,30 |
||
41 |
Тукаевский |
0 |
0 |
0 |
4 994,80 |
4 323,60 |
-671,21 |
||
42 |
Тюлячинский |
0 |
0 |
0 |
0 |
195 |
195 |
||
43 |
Черемшанский |
0 |
0 |
0 |
468 |
980 |
512 |
||
44 |
Чистопольский |
151,7 |
234,9 |
83,2 |
42 334,00 |
45 670,00 |
3 336,00 |
||
45 |
Ютазинский |
0 |
0 |
0 |
913,4 |
1 092,80 |
179,4 |
||
Итого |
47 194,30 |
47 188,70 |
-5,60 |
331 479,70 |
345 726,10 |
14 246,39 |
|||
|
Рост задолженности по сравнению с 01.01.2019 |
||||||||
|
Рост задолженности в 2 и более раза по сравнению с 01.01.2019 |
||||||||
Актуальные вопросы земельного законодательства.
Оформление прав собственности
на невостребованные земельные доли.
Реализация преимущественного права выкупа земель сельскохозяйственного назначения. Сокращение количества сельскохозяйственных земель, не используемых по целевому назначению
Земли сельскохозяйственного назначения занимают особое место в обороте земель на территории Российской Федерации, в том числе и в Республике Татарстан. Данная категория земель преобладает в структуре земельного фонда республики и составляет 4 629,90 тыс.гектаров (68,24%), из которых 1 814,50 тыс.гектаров – долевые земли.
Актуальной задачей, поставленной перед Министерством и муниципальными районами Республики Татарстан, является вопрос урегулирования отношений в сфере оборота сельскохозяйственных земель. С этой целью, а также в рамках реализации Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в Республике Татарстан проводится активная работа по оформлению прав на невостребованные земельные доли.
Признание земельных долей невостребованными не является конфискационной мерой, а направлено на упорядочение гражданско-правового оборота таких долей. Главная задача в оформлении невостребованных земельных долей в муниципальную собственность – это рациональное целевое использование 83 земель сельскохозяйственного назначения, возможность распоряжаться такими землями и, соответственно, пополнять доходную часть местных бюджетов.
На 01.01.2020 в Республике Татарстан площадь невостребованных долей земель сельскохозяйственного назначения составляет 377,05 тыс.гектаров. В результате совместной работы Министерства, органов местного самоуправления республики и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан судебными органами приняты решения о признании права муниципальной собственности на 242,22 тыс.гектаров земель, при этом 93,38% из них зарегистрировано в муниципальную собственность.
Большие затруднения у органов местного самоуправления вызывает оформление исковых заявлений о признании права муниципальной собственности в отношении земельных долей, по которым отсутствует информация о владельцах и их наследниках – их месте жительства, сведения о смерти.
ИНФОРМАЦИЯ
о наличии невостребованных земельных долей на 01.01.2020
гектаров
№ п/п |
Наименование района |
Площадь долевых земель на 01.01.2019 |
Невостребованные земельные доли |
Площадь земельных участков, на которые зарегистри-ровано право собствен- ности РТ или муници-пальной собствен- ности (по данным муници-пальных районов РТ) |
Зарегистри-ровано от принятых судебных решений, % |
||
Пло-щадь |
Площадь земельных участков, по которым имеется судебное решение |
Доля площади земельных участков, на которые признано право муници-пальной собствен-ности, в общей площади невостре- бованных земельных долей, % |
|||||
1 |
Агрызский |
52400 |
22264,9 |
6724 |
30,2 |
6082 |
90,5 |
2 |
Азнакаевский |
71000 |
22723,46 |
9861,98 |
43,4 |
9861,98 |
100 |
3 |
Аксубаевский |
48400 |
11215,76 |
2996,97 |
26,7 |
2111,96 |
70,5 |
4 |
Актанышский |
54000 |
3687,5 |
3323 |
90,1 |
3321 |
99,93981342 |
5 |
Алексеевский |
29500 |
6571,2 |
6571,19 |
99,99984782 |
6571,19 |
100 |
6 |
Алькеевский |
33300 |
2622 |
1594,3 |
60,80472921 |
790,8 |
49,60170608 |
7 |
Альметьевский |
46400 |
6230,64 |
4940,64 |
79,29586688 |
4940,64 |
100 |
8 |
Апастовский |
46300 |
5314,66 |
4208,98 |
79,1956588 |
4162,18 |
98,88809165 |
9 |
Арский |
55500 |
12902,52 |
6785 |
52,58662649 |
5944,26 |
87,60884304 |
10 |
Атнинский |
27100 |
8947 |
6502 |
72,67240416 |
6502 |
100 |
11 |
Бавлинский |
33900 |
10487,52 |
7750,28 |
73,90002594 |
7498,03 |
96,74527888 |
12 |
Балтасинский |
49200 |
7520,44 |
5337,75 |
70,9765652 |
5337,75 |
100 |
13 |
Бугульминский |
21800 |
9373 |
7064 |
75,36541129 |
7064 |
100 |
14 |
Буинский |
71700 |
6860,02 |
4988,3 |
72,7 |
4321,01 |
86,62289758 |
15 |
Верхнеуслонский |
11100 |
1574,57 |
0 |
0 |
0 |
0 |
16 |
Высокогорский |
55300 |
9338,66 |
1892,71 |
20,26746878 |
443,19 |
23,41563155 |
17 |
Дрожжановский |
50100 |
2641,76 |
2546,65 |
96,39974865 |
2504 |
98,32525082 |
18 |
Елабужский |
18500 |
12375,48 |
6956,91 |
56,21527407 |
3615,74 |
51,97336174 |
19 |
Заинский |
56700 |
7884,56 |
2215,56 |
28,09998275 |
2148 |
96,95065807 |
20 |
Зеленодольский |
19800 |
4063,8 |
349,49 |
8,600078744 |
341,3 |
97,65658531 |
21 |
Кайбицкий |
42200 |
3014 |
1344,24 |
44,59986729 |
1344,24 |
100 |
22 |
Камско-Устьинский |
43400 |
4056,3 |
3036,49 |
74,85861499 |
2801,03 |
92,24565205 |
23 |
Кукморский |
62100 |
14397,52 |
12288,55 |
85,35185226 |
12288,55 |
100 |
24 |
Лаишевский |
36300 |
226,92 |
0 |
0 |
0 |
0 |
25 |
Лениногорский |
43800 |
21982,97 |
21749,66 |
98,93867844 |
21749,66 |
100 |
26 |
Мамадышский |
54500 |
5354,31 |
5354,31 |
100 |
5354,31 |
100 |
27 |
Менделеевский |
12700 |
8590,83 |
8539,29 |
99,40005797 |
8539,29 |
100 |
28 |
Мензелинский |
44800 |
14921 |
9624,4 |
64,5023792 |
8878 |
92,24471136 |
29 |
Муслюмовский |
51100 |
9727,15 |
7480 |
76,89816647 |
6482,73 |
86,66751337 |
30 |
Нижнекамский |
28900 |
5918,75 |
216,2 |
3,65279831 |
216,2 |
100 |
31 |
Новошешминский |
47100 |
8353,8 |
7585,7 |
90,80538198 |
6572,3 |
86,64065281 |
32 |
Нурлатский |
69800 |
13605,18 |
13605,18 |
100 |
13605,18 |
100 |
33 |
Пестречинский |
22000 |
8232,9 |
4454 |
54,10001336 |
2576 |
57,83565335 |
34 |
Рыбно-Слободский |
40900 |
5145 |
3879 |
75,39358601 |
3879 |
100 |
35 |
Сабинский |
29500 |
5688 |
5090,76 |
89,5 |
5090,76 |
100 |
36 |
Сармановский |
72800 |
12770,8 |
6252 |
48,95542957 |
6135 |
98,12859885 |
37 |
Спасский |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
38 |
Тетюшский |
52700 |
12526,45 |
9419,89 |
75,19999681 |
9108,99 |
96,69953683 |
39 |
Тукаевский |
47200 |
11798,83 |
3362,67 |
28,50002924 |
1799,5 |
53,51402308 |
40 |
Тюлячинский |
28100 |
7504,56 |
4825,43 |
64,29997228 |
4817,9 |
99,84395173 |
41 |
Черемшанский |
40400 |
10141,4 |
8268,1 |
81,5281597 |
8172,1 |
98,838911 |
42 |
Чистопольский |
61100 |
10393,93 |
8980,36 |
86,4000431 |
8964,51 |
99,82350373 |
43 |
Ютазинский |
31000 |
8095,71 |
4250 |
52,49693974 |
4233 |
99,6 |
Итого: |
1839500 |
377045,8 |
242215,94 |
64,24046181 |
226169,28 |
93,37506029 |
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Во исполнение данной нормы законодательства в отчетном году Министерством рассмотрено более 1 700 извещений о намерении продать земельные участки сельскохозяйственного назначения. В рамках реализации преимущественного права покупки в собственность Республики Татарстан земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения не приобретались. В муниципальную собственность в 2019 году из земель сельскохозяйственного назначения приобретены Дрожжановским муниципальным районом Республики Татарстан 3 земельных участка площадью 9,4 гектара. Одной из наиболее острых проблем продолжает оставаться неэффективное использование земель сельскохозяйственного назначения. Согласно данным Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан на 01.01.2020 в Республике Татарстан выявлено более 43,0 тыс.гектаров неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, из них вовлечено в сельскохозяйственный оборот 7,90 тыс.гектара.
Предоставление земельных участков многодетным семьям
В Республике Татарстан продолжается работа по формированию земельных участков и предоставлению их многодетным семьям. Возможность безвозмездного получения земельного участка, наряду с материнским капиталом, является важной стимулирующей мерой для многих семей и, несомненно, способствует развитию института семьи и повышению рождаемости.
По данным органов местного самоуправления на 01.01.2020 всего в Республике Татарстан более 60,3 тысяч многодетных семей, из них включены в списки на получение участков 55,08 тысяч семей. Органами местного самоуправления Республики Татарстан совместно с Министерством ведется работа по организации процесса предоставления земельных участков многодетным гражданам. В результате 35,17 тысячи многодетных семей получили в собственность земельные участки.
ИНФОРМАЦИЯ
о ходе предоставления земельных участков многодетным семьям в муниципальных образованиях Республики Татарстан
по состоянию на 01.01.2020
№ п/п |
Наименование района |
Кличество многодетных семей, имеющих и имевших право на получение земельного участка, ед. |
Всего принято решений о включении в списки, ед. |
Количество земельных участков, поставленных на кадастровй учет, ед. |
Земельные участки, по которым приянто распоряжение о предоставлении |
|
количество, ед. |
площадь, га |
|||||
1 |
Агрызский |
539 |
537 |
550 |
522 |
53,2 |
2 |
Азнакаевский |
983 |
955 |
800 |
768 |
72,136 |
3 |
Аксубаевский |
474 |
300 |
347 |
295 |
41,896 |
4 |
Актанышский |
527 |
440 |
615 |
426 |
57,856 |
5 |
Алексеевский |
486 |
486 |
528 |
456 |
58,75 |
6 |
Алькеевский |
345 |
174 |
345 |
170 |
21,109 |
7 |
Альметьевский |
3587 |
3542 |
2572 |
2309 |
172,243 |
8 |
Апастовский |
253 |
228 |
236 |
214 |
25,874 |
9 |
Арский |
1311 |
1276 |
1007 |
987 |
102,522 |
10 |
Атнинский |
205 |
196 |
194 |
170 |
20,561 |
11 |
Бавлинский |
674 |
660 |
420 |
368 |
61,82 |
12 |
Балтасинский |
726 |
726 |
655 |
618 |
93,618 |
13 |
Бугульминский |
1157 |
867 |
582 |
578 |
66,092 |
14 |
Буинский |
639 |
635 |
655 |
529 |
60,198 |
15 |
Верхнеуслонский |
375 |
372 |
387 |
354 |
54,813 |
16 |
Высокогорский |
886 |
867 |
829 |
783 |
80,013 |
17 |
Дрожжановский |
363 |
309 |
348 |
298 |
57,937 |
18 |
Елабужский |
1676 |
1659 |
1427 |
1386 |
186,834 |
19 |
Заинский |
829 |
804 |
786 |
726 |
89,303 |
20 |
Зеленодольский |
2391 |
2147 |
1601 |
1404 |
101,642 |
21 |
г.Казань |
16333 |
13576 |
7234 |
5532 |
347 |
22 |
Кайбицкий |
273 |
264 |
300 |
255 |
37,885 |
23 |
Камско-Устьинский |
237 |
234 |
263 |
217 |
30,531 |
24 |
Кукморский |
1332 |
1329 |
996 |
990 |
122,892 |
25 |
Лаишевский |
1040 |
942 |
724 |
665 |
68,62 |
26 |
Лениногорский |
1225 |
918 |
587 |
587 |
87,827 |
27 |
Мамадышский |
840 |
650 |
751 |
642 |
90,915 |
28 |
Менделеевский |
582 |
581 |
511 |
471 |
59,481 |
29 |
Мензелинский |
674 |
673 |
717 |
639 |
67,03 |
30 |
Муслюмовский |
499 |
497 |
551 |
442 |
57,776 |
31 |
г.Набережные Челны |
7481 |
7258 |
3157 |
2617 |
207,071 |
32 |
Нижнекамский |
1444 |
3441 |
2074 |
1970 |
238,072 |
33 |
Новошешминский |
326 |
239 |
264 |
233 |
41,334 |
34 |
Нурлатский |
917 |
899 |
965 |
880 |
86,65 |
35 |
Пестречинский |
875 |
870 |
824 |
674 |
89,47 |
36 |
Рыбно-Слободский |
327 |
316 |
374 |
312 |
49,963 |
37 |
Сабинский |
839 |
836 |
861 |
786 |
77,493 |
38 |
Сармановский |
855 |
813 |
891 |
753 |
101,862 |
39 |
Спасский |
311 |
307 |
321 |
305 |
37,167 |
40 |
Тетюшский |
305 |
258 |
277 |
256 |
30,36 |
41 |
Тукаевский |
1005 |
955 |
872 |
749 |
108,667 |
42 |
Тюлячинский |
334 |
334 |
419 |
326 |
49,561 |
43 |
Черемшанский |
248 |
142 |
176 |
136 |
15,273 |
44 |
Чистопольский |
1259 |
1251 |
1130 |
1111 |
93,671 |
45 |
Ютазинский |
313 |
312 |
297 |
258 |
25,84 |
Итого: |
60300 |
55075 |
40420 |
35167 |
3700,828 |
Вопрос подготовки муниципальными образованиями проектов документов территориального планирования муниципальных образований и участие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан
в согласовании данных проектов
В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507- ФЗ с 1 января 2021 года не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии в ЕГРН сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки, на которых планируются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и объектов капитального строительства на земельных участках, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются).
В целях определения объема работ по приведению генеральных планов поселений в соответствие с требованиями Федерального закона от 31.12.2017 № 507-ФЗ (далее – № 507-ФЗ) государственным бюджетным учреждением «Фонд пространственных данных Республики Татарстан» (далее – ГБУ «ФПД РТ») осуществлен сбор информации о находящихся в разработке генеральных планах и правилах землепользования и застройки от муниципальных районов Республики Татарстан.
На кадастровый учет по Республике Татарстан по состоянию на 01.01.2020 поставлены границы населенных пунктов, входящих в состав 153 муниципальных образований (всего в республике 913 муниципальных образований, с учетом городских и сельских поселений).
В разработке у различных исполнителей находятся генеральные планы 348 поселений, принятие которых обеспечит постановку на учет границ 1 198 населенных пунктов.
До конца 2020 года планируется разработать генеральные планы еще 412 поселений и, соответственно, поставить на кадастровый учет границы 1 326 населенных пунктов.
Определены критерии очередности подготовки генеральных планов поселений муниципальных районов Республики Татарстан (далее – критерии), при этом одним их основных критериев является предоставление проработанных исходных данных в кратчайшие сроки.
На основании критериев составлена «дорожная карта», в соответствии с которой ГБУ «ФПД РТ» разрабатывает генеральные планы сельских поселений. На завершающем этапе находятся генеральные планы 12 сельских поселений Сабинского, Тукаевского и Пестречинского районов. А также начата работа по 55 поселениям Атнинского, Кукморского и Камско-Устьинского муниципальных районов.
В рамках разработки генеральных планов поселений ГБУ «ФПД РТ» ведет работу по сбору исходных данных. В адрес всех муниципальных районов Республики Татарстан направлена анкетная форма для сбора исходных данных (далее – анкета). От 23 муниципальных районов были получены и проанализированы исходные данные. При наличии замечаний полученные анкеты направляются на доработку.
В целях получения наиболее полной информации о поселениях, принятия правильных решений по устойчивому развитию территорий и разработки генеральных планов помимо качественно проработанных анкет необходимы также следующие данные по объектам, расположенным на территории поселений:
1. По действующим предприятиям различной специализации, в том числе фермам – проекты обоснования расчетных границ санитарно-защитных зон, проекты предельно допустимых выбросов, карты-схемы предприятий с указанием местоположения объектов производства и хранения, а также контактные данные руководителей предприятий.
2. Информация об имеющихся на территории поселений действующих карьерах и отработанных карьерах, в отношении которых требуется рекультивация.
3. Информация по фактическим границам кладбищ с указанием поворотных точек в виде таблиц координат в системе МСК-16.
4. В отношении водозаборных скважин и каптированных родников, расположенных на территории поселения, в т.ч. принадлежащих фермам – проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а также контактные данные организаций, обслуживающих скважины.
5. В отношении имеющихся скотомогильников и биотермических ям – местоположение на ситуационном плане поселения, при наличии – ветеринарно- 81 санитарные карточки, в отношении ликвидированных скотомогильников – акты ликвидации.
6. Информация о несанкционированных свалках, местоположение их на ситуационном плане поселения для включения в национальный проект «Экология».
Для реализации системного подхода к вопросам развития территорий в Республике Татарстан необходимо внесение изменений в региональное законодательство, которое позволит учитывать совокупность факторов, рассматриваемых в рамках законодательства Республики Татарстан, а именно:
внесение изменений в Закон Республики Татарстан от 28.07.2004 № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» в части вопросов территориального планирования в целях приведения к единообразию процедуры разработки генеральных планов муниципальных образований, установления единых стандартов и регламентов путем определения единого заказчика и регулятора в лице ГБУ «ФПД РТ»;
внесение изменений в Закон Республики Татарстан от 25.12.2010 № 98-ЗРТ «О градостроительной деятельности в Республике Татарстан» позволит упорядочить порядок разработки и согласования генеральных планов, а также границ муниципальных образований и Республики Татарстан, позволит реализовать системный подход в области территориального планирования в Республике Татарстан.
Внесение соответствующих изменений приведет к рационализации расходования бюджетных средств Республики Татарстан вследствие стандартизации процессов в ходе разработки генеральных планов, упрощению процедур и сокращению временных затрат при подготовке документов территориального планирования как со стороны муниципальных образований, так и со стороны исполнителей работ, что положительно повлияет на инвестиционную привлекательность Республики Татарстан.
Границы муниципальных образований Республики Татарстан
В Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о границах всех 956 муниципальных образований Республики Татарстан.
Наличие в Едином государственном реестре недвижимости актуальных сведений о границах позволяет обеспечить соблюдение требований законодательства при проведении кадастрового учета, способствует сокращению числа земельных споров между правообладателями, а также вовлечению земель в оборот.
Границы населенных пунктов Республики Татарстан
Согласно данным филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о границах 605 из 3118 населенных пунктов Республики Татарстан.
В настоящее время в разработке находятся генеральные планы 344 муниципальных образований Республики Татарстан, после утверждения которых на кадастровый учет будут поставлены границы 1184 населенных пунктов. Для завершения работ по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов Республики Татарстан необходимо разработать 418 генеральных планов.