С изменениями и дополнениями от:
8 декабря 2003 г., 18 декабря 2006 г., 24 июля, 1 декабря 2007 г., 2 июля 2010 г., 18, 19 июля, 6, 30 ноября 2011 г., 3 декабря 2012 г., 2 июля, 28 декабря 2013 г., 5 мая, 4 ноября 2014 г., 13 июля, 23 ноября 2015 г., 23 мая 2016 г., 18, 29 июля, 29 декабря 2017 г., 3 августа, 28 ноября 2018 г., 2, 27 декабря 2019 г., 31 июля, 23 ноября 2020 г., 2 июля, 30 декабря 2021 г.
Принят Государственной Думой 11 октября 2002 года
Одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 года
ГАРАНТ:
До 1 января 2028 г. на территориях Херсонской области, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области положения настоящего Федерального закона в части определения минимального размера уставного фонда государственного или муниципального предприятия не применяются
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона
Статья 2. Унитарное предприятие
Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ в пункт 1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" в порядке, установленном Федеральным законом "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" в соответствии с Федеральным законом "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е. Жуковского". От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в порядке, установленном Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" в соответствии с Федеральным законом "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт".
ГАРАНТ:
О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия см. постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739
Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
Статья 2 дополнена пунктом 5 с 30 июля 2017 г. - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ
5. Под федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, в целях настоящего Федерального закона понимается:
1) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества";
2) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
3) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, определенные отдельным решением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона
Статья 3. Правоспособность унитарного предприятия
Пункт 2 изменен с 30 июля 2017 г. - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ
2. Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц с особенностями, установленными статьей 10 настоящего Федерального закона.
Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.
Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами с учетом требований, установленных статьей 24.1 настоящего Федерального закона.
3. Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона
Статья 4. Фирменное наименование унитарного предприятия и его место нахождения
Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ в пункт 1 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.
См. текст пункта в предыдущей редакции
1. Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
2. Место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона
Статья 5. Филиалы и представительства унитарного предприятия
Создание унитарным предприятием филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства унитарного предприятия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона
Статья 6. Участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях
Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.
ГАРАНТ:
Согласно постановлению Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 решения по согласованию сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями, принимаются федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом
См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона
Статья 7. Ответственность унитарного предприятия
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона
Статья 8. Учреждение унитарного предприятия
Статья 8 дополнена пунктом 1.1 с 2 июля 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ
1.1. Органы публичной власти федеральной территории осуществляют функции и полномочия учредителя государственных, муниципальных унитарных предприятий от имени Российской Федерации или от имени федеральной территории с учетом положений федерального закона о федеральной территории.
Пункт 2 изменен с 2 июля 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ
2. Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти или органами публичной власти федеральной территории в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.
Информация об изменениях:
См. текст абзаца второго пункта 2 статьи 8
Государственные и муниципальные унитарные предприятия создаются в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, с соблюдением требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации.
3. Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации.
Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.
ГАРАНТ:
См. Правила создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 872
Пункт 4 изменен с 8 января 2020 г. - Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 485-ФЗ
ГАРАНТ:
Государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые созданы до 8 января 2020 г. и осуществляют деятельность на товарных рынках в РФ, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", подлежат ликвидации или реорганизации до 1 января 2025 г.
4. Унитарное предприятие может быть создано в случаях:
1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;
6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;
Статья 8 дополнена пункт 4.1 с 8 января 2020 г. - Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 485-ФЗ
4.1. При необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Правительство Российской Федерации вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи. Правительство Российской Федерации рассматривает мотивированное представление высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и принимает по нему решение в срок, не превышающий двух месяцев.
Пункт 5 изменен с 2 июля 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ
5. Решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.
Порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также порядок утверждения устава унитарного предприятия и заключения контракта с его руководителем устанавливается Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, в отношении федеральных государственных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", - Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", в отношении государственных унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", - Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", в отношении унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с федеральным законом о федеральной территории, - органами публичной власти федеральной территории.
Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Статья 8 дополнена пунктом 6 с 8 января 2020 г. - Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 485-ФЗ
6. Унитарное предприятие не может быть создано путем преобразования организаций иных организационно-правовых форм.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона
Статья 9. Устав унитарного предприятия
1. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав.
ГАРАНТ:
См. Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 25 августа 2005 г. N 205
Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ в пункт 2 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
2. Уставы унитарных предприятий утверждаются уполномоченными государственными органами Российской Федерации, государственными органами субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", - Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом". Уставы унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е. Жуковского", утверждаются федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского". Уставы государственных унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", утверждаются Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос". Уставы унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт", утверждаются федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт".
3. Устав унитарного предприятия должен содержать:
полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия;
указание на место нахождения унитарного предприятия;
цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;
сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия;
наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);
иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.
5. Устав казенного предприятия кроме сведений, указанных в пункте 3 настоящей статьи, должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия.
Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ в пункт 7 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
7. Внесение изменений в устав унитарного предприятия, в том числе утверждение устава в новой редакции, осуществляется по решению государственного органа Российской Федерации, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского", федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", государственного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных утверждать устав унитарного предприятия.
Изменения, внесенные в устав унитарного предприятия, или устав унитарного предприятия в новой редакции подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 10 настоящего Федерального закона для государственной регистрации унитарного предприятия.
Изменения, внесенные в устав унитарного предприятия, или устав унитарного предприятия в новой редакции приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона
Статья 10. Государственная регистрация унитарного предприятия
Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ в пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2004 г.
См. текст пункта в предыдущей редакции
1. Унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
2. Утратил силу с 8 января 2020 г. - Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 485-ФЗ
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона
Статья 11. Имущество унитарного предприятия
1. Имущество унитарного предприятия формируется за счет:
доходов унитарного предприятия от его деятельности;
иных не противоречащих законодательству источников.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона
Статья 12. Уставный фонд унитарного предприятия
Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях.
Пункт 3 изменен с 4 декабря 2020 г. - Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 378-ФЗ
3. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пятьсот тысяч рублей.
Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем сто тысяч рублей.
5. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона
Статья 13. Порядок формирования уставного фонда
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона
Статья 14. Увеличение уставного фонда
Пункт 3 изменен с 4 декабря 2020 г. - Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 378-ФЗ
3. Решение об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности такого предприятия за истекший финансовый год.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона
Статья 15. Уменьшение уставного фонда
Уставный фонд государственного или муниципального предприятия не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше определенного в соответствии с настоящим Федеральным законом минимального размера уставного фонда.
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 362-ФЗ в пункт 2 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
2. В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда государственного или муниципального предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше установленного настоящим Федеральным законом на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.
Стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия определяется по данным бухгалтерского учета в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
4. В течение тридцати дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда государственное или муниципальное предприятие обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы государственного или муниципального предприятия вправе в течение тридцати дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение тридцати дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств государственного или муниципального предприятия и возмещения им убытков.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона
Статья 16. Резервный фонд и иные фонды унитарного предприятия
Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия.
Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы унитарным предприятием только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона
2. Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ пункт 2.1 статьи 17 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
2.1. Федеральные государственные предприятия, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, перечисляют в доход соответственно Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в порядке, в размере и в сроки, которые установлены этими государственными корпорациями в соответствии с указанными федеральными законами.
Статья 17 дополнена пунктом 2.2 с 2 июля 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ
2.2. Федеральные государственные предприятия, права собственника имущества которых в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2020 года N 437-ФЗ "О федеральной территории "Сириус" осуществляют органы публичной власти федеральной территории "Сириус", часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, перечисляют в доход бюджета федеральной территории "Сириус" в порядке, в размере и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории "Сириус".
Пункт 3 изменен с 2 июля 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ
3. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" или органами местного самоуправления.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 17 настоящего Федерального закона
Статья 18. Распоряжение имуществом государственного или муниципального предприятия
Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ в пункт 5 статьи 18 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
5. Государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе:
Подпункт 1 изменен с 1 ноября 2017 г. - Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 177-ФЗ
1) сдавать такой земельный участок в субаренду, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи, а также земельных участков (в том числе искусственных земельных участков, созданных в соответствии с Федеральным законом "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") в границах территорий морских портов;
2) передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем), за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи;
3) отдавать арендные права в залог;
Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 6
6. Государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с согласия собственника имущества такого предприятия сдает указанный земельный участок или его часть в субаренду либо передает свои права и обязанности по договору аренды земельного участка или его части концессионеру в случае, если концессионным соглашением предусмотрено использование указанного земельного участка или его части в целях создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества или осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.
Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7
7. В случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, государственное или муниципальное предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента, предусмотренные концессионным соглашением.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 18 настоящего Федерального закона
Статья 19. Распоряжение имуществом казенного предприятия
Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ статья 19 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
3. Казенное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе:
1) сдавать такой земельный участок в субаренду;
2) передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем);
3) отдавать арендные права в залог;
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 19 настоящего Федерального закона
Статья 20. Права собственника имущества унитарного предприятия
1. Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:
1) принимает решение о создании унитарного предприятия;
6) формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;
7) назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
Подпункт 9 изменен с 4 декабря 2020 г. - Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 378-ФЗ
9) утверждает бухгалтерскую (финансовую) отчетность и отчеты унитарного предприятия;
ГАРАНТ:
См. Положение о принятии федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10 августа 2007 г. N 505
13) дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;
14) дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;
16) принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;
Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ пункт 1 статьи 20 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 16.1
16.1) в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, принимает решение об осуществлении государственным или муниципальным унитарным предприятием отдельных полномочий концедента;
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ в пункт 2 статьи 20 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.
См. текст пункта в предыдущей редакции
2. Собственник имущества казенного предприятия помимо правомочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе:
утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.
3. Собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Пункт 5 изменен с 2 июля 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ
5. Правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия по созданию, реорганизации и ликвидации федерального казенного предприятия, утверждению устава и внесению изменений в устав такого предприятия осуществляются Правительством Российской Федерации.
Иные правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия осуществляются Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" или Государственной корпорацией по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" после принятия Правительством Российской Федерации решения о преобразовании федерального казенного предприятия в акционерное общество, сто процентов акций которого находится в федеральной собственности, с последующей передачей этих акций Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" в качестве имущественного взноса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных пунктом 2 части 5 статьи 18.1 Федерального закона от 23 ноября 2007 года N 270-ФЗ "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех".
Органы публичной власти федеральной территории создают унитарные предприятия и реализуют правомочия собственника имущества унитарного предприятия с учетом положений федерального закона о федеральной территории.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 20 настоящего Федерального закона
Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ в наименование статьи 20.1 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст наименования в предыдущей редакции
Статья 20.1. Особенности осуществления прав собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий атомной отрасли
1. Права собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий атомной отрасли и порядок осуществления этих прав регулируются положениями настоящего Федерального закона с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Информация об изменениях:
См. текст пункта 2 статьи 20.1
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 20.1 настоящего Федерального закона
Статья 21. Руководитель унитарного предприятия
ГАРАНТ:
Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 установлено, что назначение руководителей федеральных государственных унитарных предприятий осуществляется на конкурсной основе
ГАРАНТ:
См. Положение о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234
ГАРАНТ:
См. Порядок отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов РФ в органах управления акционерных обществ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 4 октября 1999 г. N 1116
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона
Статья 22. Заинтересованность в совершении унитарным предприятием сделки
являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;
в иных определенных уставом унитарного предприятия случаях.
о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, владеют двадцатью и более процентами акций (долей, паев) в совокупности;
о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, занимают должности в органах управления;
об известных ему совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых он может быть признан заинтересованным.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона
Пункт 1 изменен с 4 декабря 2020 г. - Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 378-ФЗ
1. Крупной сделкой считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, цена или балансовая стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда государственного или муниципального предприятия либо балансовой стоимости активов казенного предприятия, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами.
Пункт 2 изменен с 4 декабря 2020 г. - Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 378-ФЗ
2. В случае отчуждения или возникновения возможности отчуждения имущества с уставным фондом государственного или муниципального предприятия (балансовой стоимостью активов казенного предприятия) сопоставляется наибольшая из двух величин: цена отчуждения указанного имущества или его балансовая стоимость. В случае приобретения унитарным предприятием имущества с уставным фондом государственного или муниципального предприятия (балансовой стоимостью активов казенного предприятия) сопоставляется цена приобретения указанного имущества.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона
Статья 24. Заимствования унитарным предприятием
Пункт 1 изменен с 1 января 2022 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 436-ФЗ
1. Заимствования унитарным предприятием могут осуществляться в форме:
кредитов по договорам с кредитными организациями;
бюджетных кредитов, предоставленных на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 24 настоящего Федерального закона
Федеральный закон дополнен статьей 24.1 с 30 июля 2017 г. - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ
ГАРАНТ:
Положения статьи 24.1 (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ) не распространяются на ценные бумаги, которые были приобретены федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, и хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", до дня вступления в силу названного Федерального закона. Срок действия договоров банковского вклада (депозита), договоров об открытии покрытых (депонированных) аккредитивов, которые были заключены указанными федеральными унитарными предприятиями и хозяйственными обществами до дня вступления в силу названного Федерального закона, не может быть продлен
Статья 24.1. Открытие банковских счетов и покрытых (депонированных) аккредитивов, заключение договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита), приобретение ценных бумаг кредитных организаций федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем
Пункт 1 изменен с 28 декабря 2019 г. - Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 469-ФЗ
ГАРАНТ:
Действие положений пункта 1 статьи 24.1 (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 469-ФЗ) распространяется также на банки, в отношении которых до 28 декабря 2019 г. Советом директоров Банка России в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" были утверждены планы участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства и приняты решения Совета директоров Банка России о гарантировании непрерывности деятельности соответствующих банков в течение срока реализации указанных планов
1. Федеральные унитарные предприятия, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также хозяйственные общества, находящиеся под их прямым или косвенным контролем, вправе открывать счета, покрытые (депонированные) аккредитивы в кредитных организациях, заключать договоры банковского счета, договоры банковского вклада (депозита) с кредитными организациями, приобретать ценные бумаги кредитных организаций, если валютой соответствующего договора является рубль (ценная бумага номинирована в рублях), только в случае, если кредитная организация соответствует требованиям, установленным в соответствии с пунктом 8 и абзацами первым, вторым и пятым пункта 9 настоящей статьи, и включена в перечень, предусмотренный пунктом 10 настоящей статьи, за исключением случаев, определенных пунктом 4 и абзацами третьим, четвертым и шестым пункта 9 настоящей статьи.
Пункт 2 изменен с 28 декабря 2019 г. - Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 469-ФЗ
ГАРАНТ:
Действие положений пункта 2 статьи 24.1 (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 469-ФЗ) распространяется также на банки, в отношении которых до 28 декабря 2019 г. Советом директоров Банка России в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" были утверждены планы участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства и приняты решения Совета директоров Банка России о гарантировании непрерывности деятельности соответствующих банков в течение срока реализации указанных планов
2. Федеральные унитарные предприятия, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также хозяйственные общества, находящиеся под их прямым или косвенным контролем, вправе открывать счета, покрытые (депонированные) аккредитивы в кредитных организациях, заключать договоры банковского счета, договоры банковского вклада (депозита) с кредитными организациями, приобретать ценные бумаги кредитных организаций, если валютой соответствующего договора является иностранная валюта (ценная бумага номинирована в иностранной валюте), только в случае, если кредитная организация соответствует требованиям, установленным в соответствии с пунктом 8 и абзацами первым, вторым и пятым пункта 9 настоящей статьи, и включена в перечень, предусмотренный пунктом 10 настоящей статьи, за исключением случаев, определенных абзацами третьим, четвертым и шестым пункта 9 настоящей статьи, а также в иностранных банках, действующих в соответствии с правом страны своего места нахождения.
Правительство Российской Федерации вправе установить требования к иностранным банкам, в которых федеральные унитарные предприятия, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также хозяйственные общества, находящиеся под их прямым или косвенным контролем, вправе открывать счета, покрытые (депонированные) аккредитивы, заключать договоры банковского счета, договоры банковского вклада (депозита), а также срок, в течение которого указанные федеральные унитарные предприятия и хозяйственные общества должны расторгнуть договоры банковского счета и договоры банковского вклада (депозита), заключенные с иностранными банками, которые перестали соответствовать установленным требованиям. Перечень иностранных банков, соответствующих установленным требованиям, не реже одного раза в три месяца после установления Правительством Российской Федерации указанных требований размещается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере банковской деятельности, на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с указанием даты размещения.
Пункт 3 изменен с 13 декабря 2019 г. - Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 394-ФЗ
3. Федеральные унитарные предприятия, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также хозяйственные общества, находящиеся под их прямым или косвенным контролем, уведомляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, о каждом открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов в иностранных банках, заключении, расторжении договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита) с иностранными банками и внесении в них изменений, о приобретении и об отчуждении ценных бумаг иностранных банков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пункт 4 изменен с 9 декабря 2018 г. - Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ
4. Федеральные унитарные предприятия, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также хозяйственные общества, находящиеся под их прямым или косвенным контролем, вправе открывать счета, покрытые (депонированные) аккредитивы, заключать договоры банковского счета, договоры банковского вклада (депозита) с государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" в случае, если это предусмотрено Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ".
5. Федеральные унитарные предприятия, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также хозяйственные общества, находящиеся под их прямым или косвенным контролем, имеющие счета в кредитных организациях и заключившие договоры банковского вклада (депозита) с кредитными организациями, которые перестали соответствовать требованиям, установленным в соответствии с пунктом 8 и абзацами первым, вторым и пятым пункта 9 настоящей статьи, и были исключены из перечня кредитных организаций, предусмотренного пунктом 10 настоящей статьи, должны расторгнуть договоры банковского счета и договоры банковского вклада (депозита) с такими кредитными организациями в течение ста восьмидесяти дней со дня размещения Банком России на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" соответствующего перечня кредитных организаций.
Правительством Российской Федерации может быть принято решение о продлении срока, в течение которого федеральные унитарные предприятия, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также хозяйственные общества, находящиеся под их прямым или косвенным контролем, должны расторгнуть договоры банковского вклада (депозита).
Правительство Российской Федерации устанавливает порядок и условия отчуждения федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, принадлежащих им ценных бумаг кредитных организаций, которые перестали соответствовать требованиям, установленным в соответствии с пунктом 8 и абзацами первым, вторым и пятым пункта 9 настоящей статьи, и были исключены из перечня кредитных организаций, предусмотренного пунктом 10 настоящей статьи.
6. Со дня исключения кредитной организации из перечня кредитных организаций, предусмотренного пунктом 10 настоящей статьи, срок действия договоров банковского вклада (депозита), договоров об открытии покрытых (депонированных) аккредитивов, которые были заключены федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, с такой кредитной организацией, не может быть продлен.
7. Со дня исключения кредитной организации из перечня кредитных организаций, предусмотренного пунктом 10 настоящей статьи, на банковский счет, открытый по договору банковского счета или договору банковского вклада (депозита) федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, или хозяйственным обществом, находящимся под его прямым или косвенным контролем, в такой кредитной организации, не могут быть зачислены денежные средства, за исключением процентов по договору банковского счета или договору банковского вклада (депозита).
Открытие отдельных счетов в уполномоченных банках для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" без учета требований к кредитным организациям, установленных пунктом 8 статьи 24.1 настоящего Федерального закона
8. Открытие счетов и покрытых (депонированных) аккредитивов, заключение договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) с федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, независимо от валюты соответствующего договора могут осуществлять только кредитные организации, соответствующие одному из следующих требований:
1) кредитная организация имеет собственные средства (капитал) в размере не менее размера, установленного Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России, и соответствует дополнительным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации;
Пункт 9 изменен с 28 декабря 2019 г. - Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 469-ФЗ
ГАРАНТ:
Открытие отдельных счетов в уполномоченных банках для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" без учета требований к кредитным организациям, установленных абзацами 1, 2 и 5 пункта 9 статьи 24.1 настоящего Федерального закона
9. При установлении дополнительных требований к кредитным организациям, указанным в подпункте 1 пункта 8 настоящей статьи, Правительство Российской Федерации вправе определить требования к ценным бумагам кредитных организаций, которые вправе приобретать федеральные унитарные предприятия, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также хозяйственные общества, находящиеся под их прямым или косвенным контролем, и установить лимиты размещения средств такими федеральными унитарными предприятиями и хозяйственными обществами в кредитных организациях в зависимости от размера собственных средств (капитала) кредитной организации и (или) уровня кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации.
При установлении дополнительных требований к кредитным организациям, указанным в подпункте 1 пункта 8 настоящей статьи, Правительство Российской Федерации устанавливает требование к уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации в соответствии с методологией, соответствие которой требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" подтверждено Банком России.
Правительство Российской Федерации вправе определить кредитную организацию, не соответствующую установленным в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи и абзацами первым, вторым и пятым настоящего пункта требованиям, имеющую право на открытие счетов и покрытых (депонированных) аккредитивов, заключение договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) с отдельным федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и (или) хозяйственным обществом, находящимся под его прямым или косвенным контролем. При этом такая кредитная организация не включается в перечень, предусмотренный пунктом 10 настоящей статьи.
Правительство Российской Федерации вправе определить кредитную организацию, не соответствующую установленным в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи и абзацами первым, вторым и пятым настоящего пункта требованиям, имеющую право на открытие счетов и покрытых (депонированных) аккредитивов, заключение договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) с федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, в случае, если в отношении кредитной организации действуют меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, или в случае, если такая кредитная организация находится под контролем либо значительным влиянием лиц, в отношении которых действуют меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза. При этом такая кредитная организация включается Банком России в перечень, предусмотренный пунктом 10 настоящей статьи, на основании уведомления Правительства Российской Федерации не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления указанного уведомления.
Правительство Российской Федерации вправе определить требования, которым должны соответствовать кредитные организации, указанные в подпункте 2 пункта 8 настоящей статьи, для целей осуществления операций (сделок), указанных в абзаце первом пункта 8 настоящей статьи, с федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем.
ГАРАНТ:
Действие положений абзаца 6 пункта 9 статьи 24.1 (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 469-ФЗ) распространяется также на банки, в отношении которых до 28 декабря 2019 г. Советом директоров Банка России в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" были утверждены планы участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства и приняты решения Совета директоров Банка России о гарантировании непрерывности деятельности соответствующих банков в течение срока реализации указанных планов
В течение срока реализации утвержденного Советом директоров Банка России в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень, предусмотренный пунктом 10 настоящей статьи, на дату утверждения указанного плана, такой банк вправе осуществлять операции (сделки), указанные в абзаце первом пункта 8 настоящей статьи, с федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и (или) хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, вне зависимости от соответствия (несоответствия) банка установленным в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи и абзацами первым, вторым и пятым настоящего пункта требованиям при условии принятия Советом директоров Банка России решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка в течение срока реализации указанного плана. При этом в случае установления Правительством Российской Федерации лимитов размещения средств указанными федеральными унитарными предприятиями и хозяйственными обществами в кредитных организациях в соответствии с абзацем первым настоящего пункта эти лимиты определяются в отношении такого банка на последнюю квартальную отчетную дату, предшествующую дате утверждения Советом директоров Банка России плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.
ГАРАНТ:
Действие положений абзаца 7 пункта 9 статьи 24.1 (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 469-ФЗ) распространяется также на банки, в отношении которых до 28 декабря 2019 г. Советом директоров Банка России в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" были утверждены планы участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства и приняты решения Совета директоров Банка России о гарантировании непрерывности деятельности соответствующих банков в течение срока реализации указанных планов
В течение срока реализации плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень, предусмотренный пунктом 10 настоящей статьи, на дату утверждения Советом директоров Банка России указанного плана, такой банк не исключается из данного перечня при условии принятия Советом директоров Банка России решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка в течение срока реализации указанного плана.
В случае, если банк, включенный в перечень, предусмотренный пунктом 10 настоящей статьи, на дату утверждения в отношении такого банка плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства, исключен из данного перечня до дня принятия Советом директоров Банка России решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка в течение срока реализации указанного плана, такой банк включается Банком России в данный перечень не позднее чем в течение пяти рабочих дней, следующих за днем принятия этого решения.
10. Банк России ежемесячно не позднее 25-го рабочего дня после отчетной даты размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (с указанием даты размещения) перечень кредитных организаций, соответствующих требованиям, установленным в соответствии с пунктом 8 и абзацами первым, вторым и пятым пункта 9 настоящей статьи, с указанием следующей информации:
Подпункт 2 изменен с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ
2) об участии кредитной организации в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации в случае участия включенной в перечень кредитной организации в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации".
11. Банк России опубликовывает размещенный в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечень кредитных организаций в официальном издании Банка России "Вестник Банка России".
12. Положения пунктов 1 - 7 настоящей статьи распространяются на хозяйственные общества, находящиеся под прямым или косвенным контролем федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, в случае включения указанных хозяйственных обществ в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень.
13. Днем исключения кредитной организации из перечня кредитных организаций, предусмотренного пунктом 10 настоящей статьи, признается первый рабочий день, следующий за днем размещения Банком России на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" такого перечня кредитных организаций.
Статья 25. Ответственность руководителя унитарного предприятия
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 25 настоящего Федерального закона
Статья 26. Контроль за деятельностью унитарного предприятия
Пункт 1 изменен с 4 декабря 2020 г. - Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 378-ФЗ
1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.
Пункт 3 изменен с 1 января 2022 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 352-ФЗ
3. Унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления:
1) годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в случае, если оно освобождено от обязанности представлять такую отчетность в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренного статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности). В случае, если унитарное предприятие представляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления получает такую отчетность из этого государственного информационного ресурса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 26 настоящего Федерального закона
Статья 27. Публичная отчетность унитарного предприятия
Унитарное предприятие обязано публиковать отчетность о своей деятельности в случаях, предусмотренных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 27 настоящего Федерального закона
Статья 28. Хранение документов унитарного предприятия
1. Унитарное предприятие обязано хранить следующие документы:
учредительные документы унитарного предприятия, а также изменения и дополнения, внесенные в учредительные документы унитарного предприятия и зарегистрированные в установленном порядке;
решения собственника имущества унитарного предприятия о создании унитарного предприятия и об утверждении перечня имущества, передаваемого унитарному предприятию в хозяйственное ведение или оперативное управление, о денежной оценке уставного фонда государственного или муниципального предприятия, а также иные решения, связанные с созданием унитарного предприятия;
документ, подтверждающий государственную регистрацию унитарного предприятия;
документы, подтверждающие права унитарного предприятия на имущество, находящееся на его балансе;
внутренние документы унитарного предприятия;
положения о филиалах и представительствах унитарного предприятия;
решения собственника имущества унитарного предприятия, касающиеся деятельности унитарного предприятия;
списки аффилированных лиц унитарного предприятия;
аудиторские заключения, заключения органов государственного или муниципального финансового контроля;
иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, уставом унитарного предприятия, внутренними документами унитарного предприятия, решениями собственника имущества унитарного предприятия и руководителя унитарного предприятия.
3. При ликвидации унитарного предприятия документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, передаются на хранение в государственный архив в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 28 настоящего Федерального закона
Статья 29. Реорганизация унитарного предприятия
1. Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
2. Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:
слияния двух или нескольких унитарных предприятий;
присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;
разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;
выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;
В случае изменения вида унитарного предприятия, а также передачи имущества унитарного предприятия другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию) в устав унитарного предприятия вносятся соответствующие изменения.
Передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.
ГАРАНТ:
О правомерности требования регистрирующих органов при регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, предъявлять доказательства уведомления кредиторов и выносить решение об отказе в государственной регистрации при их отсутствии см. письмо Федеральной налоговой службы от 27 мая 2005 г. N ЧД-6-09/440
Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ в пункт 8 статьи 29 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2004 г.
См. текст пункта в предыдущей редакции
8. Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации унитарных предприятий, внесение записи о прекращении унитарных предприятий, а также государственная регистрация внесенных в устав изменений и дополнений осуществляется в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном пунктом 7 настоящей статьи.
Статья 29 дополнена пунктом 9 с 8 января 2020 г. - Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 485-ФЗ
9. Не допускается реорганизация унитарного предприятия, если в результате реорганизации одно или несколько создаваемых унитарных предприятий не будут соответствовать условиям, предусмотренным пунктами 2 и 4 статьи 8 настоящего Федерального закона.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 29 настоящего Федерального закона
Статья 30. Слияние унитарных предприятий
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 30 настоящего Федерального закона
Статья 31. Присоединение к унитарному предприятию
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 31 настоящего Федерального закона
Статья 32. Разделение унитарного предприятия
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 32 настоящего Федерального закона
Статья 33. Выделение из унитарного предприятия
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 33 настоящего Федерального закона
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 220-ФЗ статья 34 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 34. Преобразование унитарного предприятия
1. Унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Федеральное государственное унитарное предприятие может быть также преобразовано в автономную некоммерческую организацию. Преобразование унитарных предприятий в организации иных организационно-правовых форм осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Правительством Российской Федерации могут быть определены дополнительные условия преобразования федеральных государственных унитарных предприятий в автономные некоммерческие организации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 34 настоящего Федерального закона
Статья 35. Ликвидация унитарного предприятия
1. Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.
2. Унитарное предприятие может быть также ликвидировано по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.
6. Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 35 настоящего Федерального закона
Статья 36. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 36 настоящего Федерального закона
Статья 37. Переходные положения
ГАРАНТ:
Согласно Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ уставы унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с его нормами в срок до 1 января 2005 года
См. письмо Госстроя РФ от 21 августа 2003 г. N НК-5152/14
См. письмо МНС РФ от 25 декабря 2002 г. N ММ-6-09/1990@
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 37 настоящего Федерального закона
Статья 38. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
1. Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301; 2002, N 12, ст.1093) следующие изменения и дополнения:
в абзаце третьем пункта 2 статьи 48 слова "в том числе дочерние предприятия," исключить;
второе предложение пункта 1 статьи 54 изложить в следующей редакции: "Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.";
абзац второй пункта 1 статьи 113 дополнить словами ", за исключением казенных предприятий";
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Порядок формирования уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.";
пункт 7 исключить;
пункт 8 считать пунктом 7;
абзацы десятый - семнадцатый утратили силу с 1 сентября 2014 г.
Информация об изменениях:
См. текст абзацев десятого - семнадцатого пункта 1 статьи 38
пункт 1 статьи 300 после слов "право хозяйственного ведения" дополнить словами "или право оперативного управления".
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 38 настоящего Федерального закона
Президент Российской Федерации |
В.Путин |
Москва, Кремль
14 ноября 2002 г.
N 161-ФЗ